Перевести страницу

Системы запоминания

Сравнение систем запоминания "Гений" и "Джордано"



Запоминание чисел в системе "Джордано"


«Буквенно-цифровой код


Для преобразования двузначных и трёхзначных чисел в слова в мнемотехнике применяется буквенно-цифровой код. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.


0 - НМ; 1 - ГЖ; 2 - ДТ; 3 - КХ; 4 - ЧЩ; 5 - ПБ; 6 - ШЛ; 7 - СЗ; 8 - ВФ; 9 - РЦ


Число 25 кодируется следующим образом: 25 = ДТ ПБ.

Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.


Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможны 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трёхзначного числа.


25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ

350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН


По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 64)


«После того как двузначное или трёхзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трёхзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.


25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор

826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр


Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444). Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.


846 - ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа

466 - ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица


В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.


497 - ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый хлеб


Преобразование в образы чисел от 01 до 09


В этих случаях цифра "0" игнорируется при запоминании и добавляется при припоминании. Дело в том, что однозначные числа практически не встречаются при запоминании. Так, если вы запоминаете телефонный номер: 356-09-90, то необходимо запоминать либо 09, либо 90.


(0)1 = 1 = ГЖ = гЖ = Ж = еЖ = зрительный образ ежа

(0)4 = 4 = ЧЩ = Чщ = Ч = Чай = зрительный образ чая

(0)9 = 9 = РЦ = рЦ = Ц = яйЦо = зрительный образ яйца


Преобразование в образы чисел от 10 до 99


10 = ГЖ НМ = Гж Нм = ГН = оГоНь = зрительный образ огня

35 = КХ ПБ = Кх пБ = КБ = КуБ = зрительный образ куба


Процесс преобразования двузначных и трёхзначных чисел в зрительные образы длительный и трудоемкий, поэтому обучающиеся мнемотехнике пользуются "Справочником образных кодов", в котором заранее составлены образные коды двузначных чисел, трёхзначных чисел, букв русского алфавита, названий месяцев, названий дней недели.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 65-66)


Запоминание чисел в системе "Гений"


Используются числа от 0 до 100. Каждый десяток принадлежит к какой-либо группе. Первые цифры 1 – 9 подсказка к десяткам: 3 – шмель, 31 – 39 насекомые; 5 – тигренок, 51 – 59 животные и т. д.



Запомнить каждую цифру просто, она чем-то напоминает предмет или его часть.


31 гусеница – 1 можно расположить вдоль тела

32 пчёлки – пара

33 бабочка – 3 можно нарисовать на крыле

34 кузнечик – лапка согнута в виде 4

35 божья коровка – 5 на теле, хвостик цифры на усике

36 улитка – 6 располагаем на раковине

37 сверчок – 7 вдоль тела

38 стрекоза – 8 на крыльях

39 оса – 9 на теле


Запоминаются все числа от 0 до 100 за 1-2 часа.


Запоминание слов в системе "Джордано"


«Приём образования слова из слогов


Этот приём, наряду с образными кодами двузначных чисел, является "ударным" приёмом в мнемотехнике, то есть используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов.


Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон.


• КАМ - КАМень, РУЛ - РУЛь, КНИ - КНИга

• ЗОР - телевиЗОР, АКА - собАКА, НИК - приёмНИК

• НИГ - кНИГа, ЫШК - мЫШКа, МАГ - буМАГа


Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ. Сначала необходимо разбить это слово на элементы: МАШ + ФОН + РУЛ. Затем каждый слог следует достроить до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь. В получившихся элементах следует выбрать основу - большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы). Пусть основой будет образ "машина". Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации "бампер-фонарь" и "крыша-руль". Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль. Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.


Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.


• Разбейте название на три элемента ВИС + КОН + СИН.

• Достройте каждый слог до слова-образа: ВИСки + КОНфета + СИНька.

• Выделите основу ассоциации - ВИСки.

• В образе ВИСКИ выделите два подобраза "пробка" и "этикетка".

• Образуйте следующие связи: "пробка + конфета" и "этикетка + синька".


В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 68-69)


«Метод наводящих ассоциаций – один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 69)


«Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву.


• А - Арка

• Б - Бур

• В - Винтовка

• Г - Грабли


Применение образных кодов букв русского алфавита:


• Запоминание трудных сочетаний букв в автомобильных номерах.

• Запоминание информации в алфавитном порядке.

• Запоминание букв, встречающихся в кодах и паролях.»

(Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 74)


Запоминание слов в системе "Гений"


Слова запоминаются с помощью короткого рассказа, связывающего между собой отдельные буквы и слоги.


Буквы ассоциируются с определённым продуктом, название которого начинается на данную букву (с – сыр, х – хлеб, я – яичница).



Слоги обозначатся героями мультфильмов, профессиями и именами мира, на которые начинается данный слог (ви – Винни-Пух, са – сантехник, зи – Зиг-Заг).



Для запоминания слова его разделяют на отдельные буквы и слоги, которые связывают между собой действиями. Продукты, стоящие перед героем, представляем на подносе, на столе и т. д. Продукты, стоящие после героя, представляем как персонаж их ест.


Например, имя фараона Джедефра.

Д – драже

Же – Железный Человек

Де – коза Дереза

Ф – финики

Ра – Рапунцель

Символы читаются снизу вверх, слева направо. Составляем рассказ со всеми символами. Например, горсть драже взял Железный Человек и угостил ими козу Дерезу, которая несла в корзине финики и поедала их. Коза финиками угостила Рапунцель.


Основной способ запоминания по системе "Джордано"


«Основной способ запоминания в системе "Джордано" - это образование искусственной ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов.


В одной ассоциации фиксируется одно информационное сообщение.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 55)


«Образы всегда соединяются парами. Каждый соединяемый образ следует представлять крупно, детально, в цвете и объёме. Даже при соединении всего двух образов необходимо соблюдать строгую последовательность соединения. Чтобы вы могли сказать, какой образ в каждой паре является первым, а какой - вторым.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 79)



«При соединении двух ассоциаций основы этих ассоциаций следует связывать приемом "Матрёшка". Это значит, что в каждой паре соединяемых образов первый образ является большим, а второй маленьким (см. относительные размеры образов).


Но при образовании связи оба соединяемых образа представляются большими.



Воспроизведя основу ассоциации (большой образ), мы можем считать с неё информацию (средние образы). Затем ищем следующую основу ассоциации (маленький образ). И увеличиваем её в своем воображении.



В результате увеличения маленького образа до большого, становятся доступны для считывания элементы следующей ассоциации (следующего информационного сообщения).



Сборка запоминаемых сведений в информационный блок - более сложный способ запоминания последовательности ассоциаций, чем их запоминание с помощью опорных образов. Но такой способ запоминания позволяет экономить опорные образы, собирая в одну кучку однотипные сведения. Такой способ целесообразно использовать при запоминании табличных данных.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 82-84)


«СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РАССКАЗОВ В СИСТЕМЕ "ДЖОРДАНО" НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 3)


Основной способ запоминания по системе "Гений"


В отличие от системы "Джордано", запоминание нескольких образов происходит не путём слияния символов в один образ, а путём последовательных действий между символами. Поэтому нет насилия и агрессии при их слиянии для удобства запоминания.


В системе "Гений" имеются уже готовые словари символов по истории, географии, литературе, физике, химии, странам мира. Абстрактные понятия заранее переведены в образы, которые наглядно передают смысл для лучшего запоминания.


Примеры из словаря по истории.



Особенности систем запоминания


«Ограничения системы "Джордано"


Объём запоминаемых сведений ограничен:


• количеством вспомогательных опорных образов (ранее заученных);

• скоростью запоминания конкретного человека;

• утомлением, неизбежно возникающим в процессе запоминания;

• необходимостью закреплять и повторять ранее запомненные сведения.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 4)


«Большинство людей не понимают, что приёмы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путём последовательной отработки каждого отдельного приёма, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 2)


Система "Гений" доступна для изучения с 5-летнего возраста. Для неё не требуется тщательная подготовка и тренировка, как для системы "Джордано". Многие символы запоминаются с 1 раза из-за ассоциативной связи между символом и образом. В системе "Джордано" такая связь не предусмотрена. При составлении рассказа по системе "Гений" в группе часто слышен смех, т. к. в воображении прокручиваются различные сценарии между образами, которые получаются забавными и весёлыми.  Обучающиеся по системе "Гений" отмечают хорошее насторение после занятий и отсутствие усталости при запоминании большого количества информации.


«Порядок освоения системы запоминания "Джордано"


Первоначально необходимо ознакомиться с теоретическими вопросами психологии памяти и общими принципами запоминания в данной системе.


Далее следует довольно скучный этап отработки отдельных приёмов и методов запоминания и формирование навыка запоминания логически не связанной информации (последовательности слов, чисел, буквосочетаний).


Параллельно с этим должен идти процесс формирования в мозге разветвлённой системы опорных образов и системы образных кодов на часто повторяющиеся элементы (двузначные и трёхзначные числа, названия месяцев, дней недели, имена).


Изучаются техники запоминания разных видов информации (телефоны, даты, точные даты, фамилии и имена, термины и толкования, иностранные слова и др.). Хотя техники запоминания имеют один общий универсальный принцип, запоминание каждого вида информации имеет свою специфику.


Параллельно с этим следует проводить регулярные тренировки в свободное время, отрабатывая приёмы запоминания на улице, в магазине, на работе, в школе или институте.


Затем следует этап специализации. Вы можете выбрать необходимый вам вид информации и усиленно тренироваться в запоминании именно этой информации. При этом нужно выполнять специальные упражнения, в зависимости от вида запоминаемых сведений и от их объёма.


В заключении можно переходить на применение системы "Джордано" для запоминания сложной учебной информации, такой как конспекты учебников, основные положения читаемых книг, лекции, доклады.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 5)


К обучению по системе "Гений" можно приступать сразу, теоретическая подготовка не требуется. Необходимо только потратить пару часов на выучивание основы (числа от 0 до 100) и пару часов на словарь по предмету. После этого можно начинать запоминание информации.


«…систему запоминания "Джордано", созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система "Джордано" свободна от излишних и непрактичных приёмов.


"Джордано" представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.


Приёмы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.


"Простота" означает, что методы запоминания легки для освоения и "прозрачны" для понимания принципа их действия. Под "универсальностью" подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И "эффективность" гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.» (Козаренко Владимир Алексеевич. "Учебник мнемотехники", Москва, 2002, стр. 2)


Сравните эффективность систем и сделайте собственные выводы.